Данный текст является продуктом совместного опыта участников конференции владельцев TDM на wwwmoto.ru и открыт для пользования всем, кому понадобится, лишь дайте ссылку на источник, пожалуйста. Текст писался под покупку Yamaha TDM850, но может быть полезным и при покупке любого мотоцикла. Различия будут касаться велчинины пробега до регулировки клапанов в приводе ГРМ.
Итак.
Психологическая подготовка к покупке.
Будьте готовы к тому, что вы сегодня ничего не купите. Решение должно созреть. Вы продавцу ничего не обязаны, кроме того, что нужно приехать на встречу вовремя.
Обязательно возьмите с собой друга который хоть что-то понимает в мотоциклах. Или в автомобилях. Или ничего не понимает, но дотошный. Да хотя бы жену или подругу с этим списочком и желанием помочь. Два глаза хорошо, четыре лучше. Помните, что, находясь в ситуации, вы полностью ее не контролируете. По-любому.
Приборы и инструменты.
перчатки, фонарик, стетоскоп (250р), датчик шпатлевки (160р), штангенциркуль (или микрометр),
мультиметр(можно любой дешевый, купленный в переходе метро),
листок с данными по толщине тормозных дисков и цветовой картой по годам, взятыми предварительно из мануала (или по запросу к старшим товарищам)
Еще по фотографии должны насторожить:
1. Тюнинговый выхлоп.
2. Аэрография или нестандартный цвет.
3. Отсутствие резиновых накладок на подножки или их вопиющая новизна.
4. Армированные тормозные шланги.
(Все это не повод отказаться от покупки. Вполне возможно, что хозяин просто стремился к совершенству. НО! Это могут быть последствия аварии и попытки это скрыть.)
ОСМОТР
В идеале, если мотоцикл будет непрогретым. Сами его запустите, сами посмотрите на качество холодного запуска, сами послушаете, ведь "на холодную" все тепловые зазоры в приводе газораспределительного механизма еще большие, поэтому и стуки и шумы более явные.
Система управления:
Тросики управления (состояние)
Плавность хода ручки газа.
Наличие лампочек в приборной панели и их работоспособность.
Работу переключателей.
Состояние рычага переключения КПП и тормоза (при частом выгибании после падений накапливаются усталостные деформации). Заодно смотрим течь масла из сальника вала переключения.
Двигатель
На холодную открутить пробку заливной горловины двигателя и понюхать. Не должно быть запаха бензина. Если есть - карбы льют давно и сильно (или иглы залипли или им с колодцами кирдык).
Прокладка крышки должна быть без следов герметика (опять же, не страшно, просто это свидетельство того, что в двигатель залезали регулировать клапана, а это должно происходить на 45 000 км пробега). У разных мотоциклов величина пробега до регулировки ГРМ разная, уточните про свою модель.
Cтарт, прогрев.
ВСЕ ПРОГАЗОВКИ ВЫПОЛНЯТЬ ТОЛЬКО НА ПРОГРЕТОМ ДВИГАТЕЛЕ!
Слушаем мотор, пока холодный (тепловые зазоры максимальные), смотрим легкость запуска по которому оцениваем работу карбюратора и свечей)
Если ПОСЛЕ ПРОГРЕВА пару-тройку раз (не более) погазовать до красной зоны, выхлоп по-прежнему должен быть чистым. Черный дым из трубы свидетельствует о необходимости ремонта карбюраторов.
Слушаете стетоскопом:
Шумы цепи привода ГРМ. (не страшно, натяжитель цепи относительно дешево и легко меняется, но это повод для серьезного уменьшения цены).
Стук клапанов (если сильный, то возможен сильный износ распредвала)
Осматриваете на предмет течей масла из под двигателя (сальник ведущей звездочки, рычага переключения КПП, течи из под днища (срыв головок болтов при смене масла), крышки сцепления. (последствия неквалифицированного ремонта). Течь сальника ведущей звездочки бывает трудно распознать из-за остатков цепной смазки, которая скапливается под крышкой. Но если он течёт, то вы увидите свежие промытости маслом по заскорузлой грязи. Да и обилие масла под крышкой на фоне сухой цепи тоже повод задуматься.
Система охлаждения.
Сильные повреждения радиатора. Загнутые, заглушенные или забитые грязью соты радиатора. Сам факт грязи больше свидетельствует о возможных перегревах, чем о неисправности системы.
Масло в тосоле в расширительном бачке и там – же наличие запаха бензина (признаки прорыва прокладки головки блока цилиндров и езды на масле с тосолом)
После прогрева открутить маслозаливную горловину и посмотреть на крышку со щупом. Наличие мельчайшей белой пены свидетельствует о проникновении тосола в масло. Чаще всего это пробитая прокладка головки блока цилиндров (ГБЦ). Опять же, страшна не столько замена прокладки (хотя это и целая канитель её менять, особенно на V-образных двигателях), сколько работа на испорченном масле. Серьёзный повод отказаться от покупки.
Система питания
Запускаем нос в бак на предмет чрезмерной ржавчины внутри (пригодится фонарик) и работы замка крышки. Если ржавчины много - отказываемся от покупки - потом замучаетесь карбюраторы чистить. Отчистить бак от ржавчины полностью практически невозможно, лучше будет его просто заменить. Цена вопроса - от тысячи до трех, в зависимости от модели. Отремонтировать сложно, потому что нарушается герметичность заводских сварных соединений.
Трансмиссия
Цепь и ее состояние, звездочки и состояние зубьев. Одеваем перчатки. Руками покачать заднюю звездочку. Если ощутим люфт, то нужно менять подшипник (кстати, и остальные, до кучи, тоже ибо изнашиваются приблизительно одинаково)
Тормоза
Берем штангенциркуль или микрометр. Меряем
Передние диски. Новые – 4.5мм, минимально допустимая толщина 4.0мм (новый – 130 евро) (Напоминаю, что данные для ТДМ)
Задний диск -5.0мм, минимально допустимая толщина 4.5мм (новый – 160 евро)
Смотрим состояние суппортов, наличие резиновых колпачков на прокачные штуцеры, целостность пыльников на поршнях, сорванные шпильки суппортов.
Трещины на тормозных шлангах недопустимы! С тормозами всё серьёзно.
Ходовая часть
Состояние штока заднего амортизатора, наличие течей из под сальника штока. Ремонт заднего амортизатора - дело неблагодарное и недолговечное.
Раковины, глубокие царапины (очень плохо, будут постоянно рвать сальники), иные сильные повреждения перьев передней вилки. Течи из сальников, порванные пыльники.
Ощутимый стук в вилке при качании (зажать ручной тормоз, покачать вверх-вниз). (Это износ направляющих, а значит переборка вилки.)
Состояние протектора, равномерность износа, сильные вмятины и трещины на колесных дисках. Следы ремонта, нестандартный цвет, сколы.
Кузов
Оцениваете состояние лакокрасочного покрытия (ЛКП) бака, спрашиваете почему нестандартный цвет (если он нестандартный). С помощью индикатора наличия шпатлевки, проверяете толщину ЛКП бака в местах потенциальных повреждений.
Резиновые накладки на подножки. Износ должен соответствовать пробегу. за 20-25 тысяч километров пробега стираются наполовину.
Царапины вокруг замка зажигания. У 10-тысячника лишь слегка подрано, у пробежавшего 50 - широкая полоса без краски.
Трещины рамы, подрамника (смотреть у крепления двигателя, крепления подрамника к раме, основания рулевой колонки. Попросить снять седло). Подрамник можно заварить, это не беда. А вот трещины и деформации рамы это очень опасные повреждения и являются веским поводом вообще отказаться от покупки.
Электрика
Работа приборов (стоп-сигнал, свет, поворотники, выключатель заднего стоп-сигнала, датчик нейтрали, подножка, наличие датчика на рычаге сцепления.) При осмотре мотоцикла в сильный мороз, жидкокристаллическая приборная панель может либо вообще не работать, либо включаться очень медленно. Осматривайте мотоцикл при нормальной температуре.
Проверка реле-регулятора: С помощью вольтметра замеряем напряжение (вольты) на клеммах аккумулятора.
При выключенном зажигании 12,4-12,9
На 2500 Об/мин > 13В
На 5000 об/мин < 15В
Если мотоцикл долго стоял, то значения могут отличаться в меньшую сторону, но несущественно.
Если показания сильно отличаются от вышеприведенных, то имеем неисправность реле-регулятора.
Документы
Сверить номера!. Внимательно посмотреть на цифры на раме и двигателе на предмет перебивания и неясностей в прочтении. Еще раз пригодится фонарик. Помните, что "кривые" документы могут привести к таким потерям времени и нервов, что кататься вам будет некогда, да уже и не захочется. Уж не говоря о возможном криминальном прошлом мотоцикла. Будьте придирчивы в этом вопросе.
Дополнения, предложения, мысли принимаются с благодарностью.
ibibаnоv mail.ru